bright-mind

Атлантида русского севера: герой для проекта

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ

Сразу отвечу: это такой фильм. Документальный. И есть про него много что сказать, потому что явление таких фильмов и таких проектов дело примечательное.

Вот его сайт: http://atlantidafilm.ru/
Примечание 1. Создание
Вы обращали внимание как снимаются фильмы в России? И что объединяет их все? По моему наблюдению это такой кадр в титрах, где обязательно будет сказано «При поддержке Министерства культуры Российской Федерации». Может быть я ошибусь, если скажу, что в России на кино не умеют делать бизнес, не умеют добиваться толковых финансовых отчетов и не умеют хеджировать риски. Ну то есть а вот мы снимем, а там посмотрим как пойдет. Так и появляются фильмы, которые себя в прокате отбивают или нет — это уже никому особо не интересно. Все свои гонорары за работу получили и никто не дрожит над прокатом.

А уж если и дрожат, то снимают кино на масс-маркет: стереотипы, штампы, плоский юмор, светлаков.

Я не знаток изнанки российского кинематографа — это то, бросается в глаза.

Так вот, пока режиссеры согласовывают свои сценарии в Минкульте, ребята сделали кино.

И денег на создание этого фильма собрали краудфандингом. Собственно этот факт и есть самый удивительный про этот проект. Мне лично возвращает веру в человечество тот факт, что в России, где массмаркет и китч, как мне казалось, пожрал все живое — появляется проект полностью созданные на финансировании у обычных людей. У нас с вами буквально. То есть это вот мы готовы платить, чтобы позволить снимать и смотреть кино, которое максимально далеко от рынка.
Это обнадеживает.

Примечание 2. Главный герой
В своих лекциях знаменитый искусствовед и теоретик документального кино Лев Моисеевич Рошаль много говорил о проблеме целостности документальных фильмов. Объединенный общей темой, фильм часто раскалывается на отдельные сюжеты, отдельных людей, визуализацию отдельных ситуаций. В «Атлантиде» происходит редкое для документального кино преображение – когда из отдельных историй, отдельных людей и отдельных ситуаций появляется собственно даже не пресловутая общая тема (та самая, которая больше, чем сумма частей), а вполне себе существующий главный герой.

В качестве главного героя, в традиции лирики XIX века выступает сама земля — Русский север. Продолжая метафору можно сказать, что у этого героя есть и плоть, и характер, и сознание.
Деревни, церкви и люди – как скелет у человека – держат его вместе, определяют границы, очерчивают временные и географические рамки – располагают героя в пространстве и времени, задают контекст. Они же, как и человеческое тело, подвержены болезням, разрушению и обновлению, изменению. Эта переменчивость и иногда цикличность – одна из важных тем в фильме.

Осознает себя Север через религию, и словами одного из главных героев утверждается, что славить созданный Богом мир, который окружает нас, и есть высший смысл человеческого существования. Простые ответы на сложные вопросы.

У этого героя есть вполне себе определенные черты характера. Потрясающие природные панорамные виды – это умиротворение, спокойствие и мудрость.

Примечание 3. Композиция и команда
Ее можно сравнить с перевернутой пирамидой – сначала фокус на разрушение, непонимание, и «ощущение Териберки» — загнанности и безвыходности. И постепенно, вместе с героями раскрывается что-то большее, а именно – жизнь с надеждами на преображение. Это хорошо отражается в появлении дауншифтеров, ценящих землю; реставраторов, восстанавливающих церкви; обычных жителей своими силами, поворачивающими разрушение на созидание. И в качестве своеобразной кульминации – широкий эпизод со звонарем, который говорит так, как будто уже в этой жизни постиг дзен и бога. И совсем катарсис – песня День Радости БГ для титров. Вот тут зритель и чувствует, что из простой и повсеместной проблемы запустения и разрушения деревень, он неожиданно уже думает о других проблемах – о любви к своей земле, о стремлении трудиться и испытывать спокойную гордость за свою работу, о своем собственном смысле. Вот так и происходит этот выход в космос, и вот тут виден талант – когда только что ты смотрел на брошенные дома и выбитые окна, а закончил мыслями о человеческой природе и природе вещей.
Команде фильма удалось создать ту самую целостность — из людей, ситуаций и пейзажей создать едины образ, единого героя и вывести его на какой-то иной уровень.

Кроме того, найти то самое «общее место» у казалось бы совершенно различных людей, которые по словам режиссера Софьи Горленко, одинаково говорят и о Боге и о картошке.

Вся история со сбором средств, съемками и немассовым прокатом заняла год.

Очень целостный образ получается — за год жизни и год усилий нескольких людей получается отличное, стоящее и меняющее фокус зрения кино.

Сейчас команда собирает средства на художественный фильм про революцию, но уже не краудфандингом.

Made on
Tilda